Как групповые встречи помогают беженцам по всему северу Молдовы: мнения психологов и бенефициаров
| 30.11.2022Мобильная команда специалистов от общественной ассоциации CASMED с апреля работает в северных районах Молдовы. Более 1500 человек в Дрокиевском, Фалештском, Флорештском, Единецком и Бричанском районах уже смогли воспользоваться психосоциальной поддержкой, которая оказывается командой.
CASMED сотрудничает с социальными работниками в местных примариях, которые приглашают людей с Украины на групповые встречи в рамках программы «Психологическое сопровождение беженцев с Украины». Данная программа была разработана на основе выявленных потребностей беженцев с Украины, и её цель — предоставление психологической помощи для их интеграции в новых социальных и культурных условиях.
Наталья и Жанна — психологи из мобильной бригады, которые работают с первого дня её создания.
Жанна рассказала о том, как работается с беженцами с Украины и как удается не выгорать, а продолжать помогать людям:
— Нам пришлось учиться всему на месте, это новый опыт. Мы, как и наши бенефициары, никогда раньше не сталкивались с такой ситуацией. Это очень ответственно и сложно — работать с людьми, которые из-за войны вынуждены бросить свою Родину, свои дома и родных. Украинцы, которые приехали к нам, оказались лишены всех привычных вещей даже в быту. Только представьте на минуту, что вы вдали от своего дома, от всего, что вас окружало, от знакомых и приятелей, от работы. У вас даже нет с собой любимой чашки, которая создавала настроение с утра. И это не ваш выбор — это из-за войны, которая пришла на вашу землю.
Люди, оказавшиеся в этой страшной ситуации, очень растеряны, они даже не понимают, что им очень нужна психологическая помощь. Они не чувствуют себя в безопасности, они уязвимы и напуганы. Здесь в основном оказались женщины и дети. Мужчин мало, если и есть, то это пожилые люди. Помощь нужна всем. К счастью, человеческая психика очень мобильна и настроена на самосохранение. Могу сказать, что наши встречи в рамках группы в принципе достаточны для большинства бенефициаров, чтобы успокоиться и найти силы, чтобы подумать, что предпринять дальше и как строить свою жизнь в сложившейся ситуации.
Такие встречи мы проводим отдельно со взрослыми, отдельно с детьми параллельно. Дети и подростки устроены так, что они скорее приспосабливаются к любым ситуациям, тут очень влияет в каком психологическом состоянии взрослые, которые рядом с ними. Очень важно, чтобы спокойной была мама, тётя, бабушка ребёнка. Дети живут сегодня, у них не так остро стоит проблема планирования завтрашнего дня — это больше тревожит взрослых, у которых другая ответственность.
На групповых встречах обычно собирается от 10 до 15 человек, такое количество позволяет всем уделить внимание и выявить потребности. После таких встреч люди обращаются и за индивидуальными консультациями, если понимают, что сами не справляются и нужна помощь специалиста.
Это совсем не просто: очень много людей, с которыми мы общаемся, у них одна беда общая, но у каждого практически остались и свои проблемы из мирной жизни, которые никуда не исчезли. Могу с уверенностью сказать, что отдача, которая чувствуется от каждого, с кем довелось работать — это именно то, что позволяет не останавливаться, а работать дальше и снова садиться в машину и ехать к новым людям, и опять говорить с ними, и доносить им, что ситуация в которой они оказались — это, безусловно, беда, но не приговор, и нужно жить дальше.
Да, смириться с этим нельзя, нельзя принять то, что направлено против сути жизни, но это и не нужно, нужно честно осознавать, что жизнь — это ценно, что нужно спасать от войны детей, быть с ними рядом, поддерживать, а значит нужно позаботиться и о собственном душевном равновесии.
Наталья рассказала, о том, как проходят встречи, с какими проблемами сталкиваются психологи и как их преодолевают:
— Обычно мы с каждой группой проводим по пять встреч. На первой рассказываем о том, какую помощь вообще могут получить беженцы, куда могут обратиться, даем контакты центров, которые оказывают помощь и рассказываем какую.
Часть людей после первой встречи не приходят больше, потому что им нужна информация о возможной социальной поддержке, а дальше они справляются сами. Но таких не очень много. Большинство приходит на остальные встречи с программы и охотно участвует во всем, что им предлагают. Часть встреч проходит в виде каких-то игр, и это касается не только детей и подростков, но и взрослых. Ситуация, в которой они все оказались, казалось бы, не располагает к играм, но это ошибочно. На самом деле, всем людям, необходимо расслабиться и отвлечься, чтобы таким образом как-бы перезагрузиться, чтобы смело встретить следующий день, а за ним еще один и еще. И именно различные опросники, игры, позволяют людям вовлечься, почувствовать, что они не одиноки и сплотиться.
Люди на таких встречах, часто приезжают из разных сел одного района, они знакомятся друг с другом, начинают поддерживать друг друга, создают группы в Вайбере для общения. Это очень важно, потому что, когда человек в сложном положении чувствует, что он не один, это дает силы и позволяет не упасть духом, не опустить руки.
Социальное общение, и понимание того, что есть кому выслушать, просто поговорить — это зачастую то, что нужно в первую очередь нашим бенефициарам. Когда групповые встречи подходят к концу, всегда люди спрашивают и просят: «Вы же нас не бросите? Вы же приедете к нам еще? Приезжайте просто так, поговорить, чаю выпить».
Бывает, что кто-то встречает нас с раздражением, мол ну что вам от меня нужно, оставьте меня в покое. И могу поделиться, что когда такие люди открывают душу, выговариваются, когда ты видишь, что человеку от этого стало легче, он теперь доверяет — это самое ценное в нашей работе. В такие моменты горят глаза и кажется, что за спиной у тебя крылья.
Жанна и Наталья часто приезжают в центр временного размещения беженцев в Штефанештах во Флорештском районе. Здесь в общежитии могут жить около 30-35 человек. В настоящее время здесь разместили 28 человек. Это женщины, которые приехали с пожилыми мамами и детьми. В основном здесь живут беженцы из Николаевской, Харьковской и Одесской областей.
Анна приехала из Николаева. Она рассказала, что у нее десять приемных детей и уже скоро родится четырнадцатый внук. Один из её зятьёв погиб, он был военным. Она приехала в Молдову с двумя дочерями и их детьми из Николаева. Несмотря на все трудности, которые ей пришлось пережить в пожилом возрасте, Анна неисправимый оптимист:
— Мне, как и многим, пришлось бросить все дома, и отправиться куда-то, где хотя бы нет сирен, нет взрывов. Я благодарна за то, как нас встретила Молдова, благодарна этому центру, в который я попала не сразу. Это такой пример человечности, который дорогого стоит.
Наталья и Жанна стали нам как родные уже, мы очень просим их чаще приезжать к нам по возможности, они всегда что-то придумывают интересное, им удалось сплотить нас. Они всегда с какими-то идеями, всегда что-то новое.
Я только сейчас, в таком возрасте, когда у меня столько внуков, поняла, что мне всю жизнь не хватало особо времени на себя, я плохо себя знаю. А совместная работа группой, Натальей и Жанной смогли открыть мне меня, это оказалось так интересно — изучать кто ты, на что ты способен, чего ты хочешь на самом деле.
Жить надо, жизнь не должна останавливаться, даже если случилось такое горе, как война. И я очень ценю, что мне не дали пасть духом, что мне протянули руку помощи.
Алёна приехала с пожилой мамой и сыном из Харькова. Она из тех женщин, кто привык всегда работать и полагаться на себя, но и такие сильные женщины, как Алена, после пережитого, нуждаются в помощи:
— Когда звучит сирена, ты бежишь прятаться в метро. Ты успела, с тобой все порядке, но тебе нужно выйти наружу, и ты видишь разбитую дорогу, воронки от снарядов, ты видишь лежащих людей в крови — это невозможно забыть, это так дико противоестественно, что в 21-ом веке такое происходит у нас дома.
Но, несмотря на эти ужасы, я бы никогда не уехала из родной Украины, если бы не ребенок, не бросила бы свой дом. Я решила увезти маму и сына и не жалею. Нам очень помогли в Молдове.
И особенно я благодарна психологам из CASMED. Я такой человек, что позволяла себе расслабиться раз году, приехав к морю. А здесь вынужденно оказалось много свободного времени. Благодаря встречам и занятиям с Жанной и Натальей я смогла собраться и снова обрести себя. Это так важно, когда тебе говорят — ты не виноват, что оказался в этой ситуации, и бросил дом, ты молодец, что думаешь о будущем и спасаешь ребенка.
Мы знали и чувствовали, что будет война, но, конечно, представить себе не могли, как это будет страшно, и что это настолько затянется. С этим осознанием тяжело справиться, и большое счастье, что есть такие люди, как Жанна и Наташа, которые приезжают к нам, работают с нами. Они научили нас пониманию того, что вместе мы преодолеем многое, и что завтра обязательно наступит.
Психологи Наталья и Жанна говорят, что именно такие слова, которые они слышат от своих бенефициаров, дают надежду на то, что эти люди смогут пережить страшные испытания, которые выпали на их долю и быть рядом со своими детьми, чтобы поддержать их и снова влиться в обычную жизнь, когда наступит мирное время.
Программа «Психологическое сопровождение беженцев с Украины» была разработана и внедряется в рамках проекта «Психосоциальная поддержка беженцам из Украины» при поддержке JOHANNITER — UNFALL — HILFE.